ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
Дорогие родители!
Знакома ли вам ситуация, в которой ребенок игнорирует ваши просьбы, не обращает на вас внимание, делает то, что ему хочется и заставляет вас краснеть за него в общественных местах? Наверняка знакома. Почему это происходит и что с этим делать? Давайте разбираться.
Помните, ребенок — не компьютер и не механизм — он не будет слушаться все время и беспрекословно выполнять все ваши просьбы, требования и команды. Часть ваших требований может идти вразрез с его желаниями и интересами, и он захочет сделать что-то по своему — это вполне нормально.
Однако это не значит, что у ребенка должно складываться понимание того, что ему можно все. Ребенок должен знать, что существуют ситуации и вещи, которые ему запрещены (например, в силу элементарных правил безопасности). К тому же, во взрослой жизни ему предстоит жить по правилам и законам, поэтому формировать в сознании ребенка понимание того, что не все, что ему хочется, делать допустимо, нужно с самого раннего возраста.
Как дать понять ребенку, что можно, а что нельзя?
Во-первых, как это ни странно, нужно начать с самих себя. Если вы решили что-то запретить ребенку, то вы должны запрещать это всегда.
Нельзя установить правило (например, убирать игрушки или обязательно чистить зубы перед сном) и придерживаться его время от времени — в зависимости от ситуации, наличия у вас сил и времени. Если ребенок будет видеть, что иногда игрушки можно и не убирать, и вы допускаете
такую ситуацию, то это действие не отложится у него в виде правила.
Также обязательным условием послушания ребенка является требование «совместных усилий» и консолидации всех взрослых. Все взрослые должны говорить ребенку о необходимости убрать игрушки — недопустима ситуация, в которой папа настаивает на уборке, а мама или бабушка, ссылаясь на усталость ребенка, сами собирают за него раскиданное имущество.
Обговорите с ребенком все, что ему можно делать и что нельзя. Например, брать спички, выбегать на проезжую часть, играть с розеткой — нельзя ни при каких обстоятельствах. Играть в игрушки, брать книги — можно всегда, даже без разрешения родителей. Какие-то ситуации возможны только при определенных условиях — например, съесть конфету или другое лакомство можно лишь после того, как будет съеден обед и т. п.
Учитывайте возраст и индивидуальные особенности и возможности ребенка. Не вводите правила и не просите ребенка о том, что он изначально не может сделать. Не следует, например, брать ребенка на длительный сеанс в кино, если он не может спокойно сидеть более 10–20 минут, не заставляйте ребенка нести его самокат, если вы увеличили расстояние привычного маршрута прогулки в два раза.
Не кричите на ребенка, когда запрещаете ему что-то делать. Разговаривайте спокойно, дружелюбно, но твердо. Старайтесь не угрожать ребенку неприятностями и наказанием за невыполнение ваших требований — ребенок не должен бояться сделать или не сделать что-то, он должен усвоить, почему так делать нельзя.
Если ситуация вышла из-под контроля, и вы понимаете, что без наказания не обойтись, то постарайтесь при наказании соблюдать ряд моментов:
• никогда не наказывайте ребенка публично, особенно напоказ другим людям;
• не применяйте формы наказания, которые унижали бы ребенка;
• ни в коем случае не наказывайте ребенка «просто так», «на будущее» или «в профилактических целях»;
• действенной мерой наказания часто является лишение какой-либо привилегии взамен введения каких-то санкций или запретов;
• старайтесь объяснять ребенку, за что вы его наказываете — не тащите ребенка в угол и не лишайте сладкого молча, даже если вы очень сердиты на него;
• старайтесь не растягивать время между проступком ребенка и последующим наказанием — самый действенный и усваиваемый ребенком способ наказания это тот, который прерывает нежелательное поведение.
Если вы будете придерживаться этих простых советов, то ваш ребенок станет более послушным.